Главная

CV

Публикации

Принципы

Программа

Ссылки

Контакты

 

en   ru

 
Расчет локальных морфометрических величин на сетке сфероидических трепеций

Локальные морфометрические величины являются функциями частных производных высоты , , , , . Для расчета цифровых моделей локальных морфометрических характеристик обычно используются методы, основанные на аппроксимации частных производных высоты r, t, s, p и q конечными разностями. Эти методы были разработаны и предназначены для расчета частных производных высоты (и, соответственно, локальных характеристик рельефа) по цифровым моделям высоты (ЦМВ), заданным на квадратных сетках точек с равным линейным шагом по осям декартовых координат (метод 1, метод 2). Плоская квадратная сетка и сетка сфероидических трапеций имеют принципиально различную геометрию. Поэтому очевидно, что методы, предназначенные для расчетов частных производных на плоской квадратной сетке, не могут быть применены для расчета частных производных на сетке сфероидических трапеций.

В нашем методе полином второго порядка

приближается способом наименьших квадратов к 9-ти точкам сфероидического трапецеидального скользящего окна размером 3 х 3:

Для точек окна (‑cez1), (0ez2), (cez3), (‑b0z4), (00z5), (b0z6), (‑a‑dz7), (0‑dz8) и (a‑dz9) известны ортогональные сферические координаты и высоты. Значения r, t, s, p и q определяются для центральной точки окна (0, 0, z5) по следующим формулам:

,

 

,

 

,

 

,

 

.

 

Перемещая скользящее окно 3 х 3 по ЦМВ, можно рассчитать значения r, t, s, p и q и, соответственно, значения локальных характеристик рельефа для всех точек ЦМВ, кроме крайних строк и столбцов. Если обрабатывается виртуально замкнутая глобальная сфероидическая ЦМВ, можно рассчитать значения морфометрических характеристик для всех ее точек.

Величины a, b, c, d и e меняются в зависимости от широты. Так как географические координаты всех точек сетки сфероидических трапеций известны, то a, b, c, d и e легко вычисляются по известным формулам со средними аргументами для решения обратной геодезической задачи при малых расстояниях.

Литература

Florinsky, I.V., 1998. Derivation of topographic variables from a digital elevation model given by a spheroidal trapezoidal grid. International Journal of Geographical Information Science, 12: 829–852.  Article at Taylor & Francis  PDF

 

Подробности и примеры см.:

DIGITAL TERRAIN ANALYSIS

IN SOIL SCIENCE AND GEOLOGY

 

2nd revised edition

 

 

I.V. Florinsky

 

Elsevier / Academic Press, 2016

Amsterdam, 486 p.

 

ISBN 978-0-12-804632-6

 

 

 

Оглавление    Аннотация

 

Elsevier    Amazon

Home

CV

Publications

Principles

Software

Links

Contacts

 

en   ru

 
Calculation of local morphometric variables on a spheroidal equal angular grid

Local topographic variables are functions of first- (p and q) and second-order (r, t, and s) partial derivatives of elevation , , , , . Digital models of local morphometric variables are usually derived by methods based on the approximation of partial derivatives of elevation by finite differences. Such methods have been developed and intended to calculate partial derivatives from DEMs based on plane square grids (method 1,  method 2). A plane square grid and a spheroidal equal angular grid have principally different geometry. Therefore, it is obvious that methods developed for plane square grids cannot be applied on spheroidal equal angular grids.

In our method, the second-order polynomial

is fitted by the least-squares approach to the nine points of the 3x3 spheroidal equal angular window:

The orthogonal spheroidal coordinates and elevations are known for the window points (‑cez1), (0ez2), (cez3), (‑b0z4), (00z5), (b0z6), (‑a‑dz7), (0‑dz8), and (a‑dz9). For the point (0, 0, z5), the polynomial coefficients (which are partial derivatives of elevation) are estimated by the following formulae:

,

 

,

 

,

 

,

 

.

 

Moving the 3x3 window along a DEM, one can calculate values of r, t, s, p, and q (and so values of local morphometric variables) for all points of the spheroidal equal angular DEM, except for boundary rows and columns on each side of the DEM. If one processes a virtually closed, global spheroidal equal angular DEM, it is possible to estimate values of topographic variables in each point of such a DEM.

Values of a, b, c, d, and e vary depending on the latitude. Since geographic coordinates are known for every point of a spheroidal equal angular grid, so a, b, c, d, and e are easily calculated by formulae from the solution of the inverse geodetic problem for short distances.

Reference

Florinsky, I.V., 1998. Derivation of topographic variables from a digital elevation model given by a spheroidal trapezoidal grid. International Journal of Geographical Information Science, 12: 829–852.  Article at Taylor & Francis  PDF

 

For details and examples, see:

DIGITAL TERRAIN ANALYSIS

IN SOIL SCIENCE AND GEOLOGY

 

2nd revised edition

 

 

I.V. Florinsky

 

Elsevier / Academic Press, 2016

Amsterdam, 486 p.

 

ISBN 978-0-12-804632-6

 

 

 

Contents    Summary

 

Elsevier    Amazon