Главная

CV

Публикации

Принципы

Программа

Ссылки

Контакты

 

en   ru

 
Вертикальная кривизна

Вертикальная кривизна (kv) – кривизна нормального сечения DPD', имеющего общую касательную с линией скольжения sl в данной точке P топографической поверхности*. Единица измерения – м1.

Если высота z задана как , где x и y – декартовы координаты, вертикальная кривизна является функцией частных производных высоты:

 

,

 

где , , , , .

Вертикальная кривизна – мера относительного замедления потоков, перемещающихся вдоль поверхности под действием гравитации (один из двух механизмов аккумуляции потоков). Потоки замедляются при kv < 0 и ускоряются при kv > 0. В геоморфологическом отношении, на картах вертикальной кривизны могут выделяться террасы.

Как и другие локальные морфометрические величины, вертикальная кривизна может быть рассчитана по цифровой модели высоты (ЦМВ) универсальным спектрально-аналитическим методом или конечно-разностными методами (напр., метод 1, метод 2, метод 3).

Пример**. Модель вертикальной кривизны была рассчитана по ЦМВ горного массива Арарат с помощью универсального спектрально-аналитического метода. Модель включает 779 401 точек (матрица 1081 x 721); шаг сетки 1". Для корректной визуализации этой морфометрической величины, обладающей широким динамическим диапазоном, ее значения были логарифмически трансформированы. При построении трехмерной модели использовалось двукратное вертикальное преувеличение масштаба. Обработка данных и моделирование проведены с помощью программы Matlab R2008b.

 

Литература

* Shary P.A. Land surface in gravity points classification by a complete system of curvatures // Mathematical Geology, 1995, Vol. 27, No. 3, pp. 373-390.

** Флоринский И.В. Иллюстрированное введение в геоморфометрию // Альманах «Пространство и время», 2016, Т. 11, Вып. 1, 20 с. На сайте журнала

 

Подробности и другие примеры см.:

DIGITAL TERRAIN ANALYSIS

IN SOIL SCIENCE AND GEOLOGY

 

2nd revised edition

 

 

I.V. Florinsky

 

Elsevier / Academic Press, 2016

Amsterdam, 486 p.

 

ISBN 978-0-12-804632-6

 

 

 

Оглавление    Аннотация

 

Elsevier    Amazon

Home

CV

Publications

Principles

Software

Links

Contacts

 

en   ru

 
Vertical curvature

Vertical (or profile) curvature (kv) is the curvature of a normal section DPD’ having a common tangent line with a slope line sl at a given point P of the topographic surface*. The unit of measurement is m-1.

Once elevations are given by , where x and y are plane Cartesian co-ordinates, vertical curvature is a function of the partial derivatives of z:

 

,

 

where , , , , .

Vertical curvature is a measure of relative deceleration and acceleration of gravity-driven flows. Overland and intrasoil lateral flows are decelerated when kv < 0, and they are accelerated when kv > 0. Geomorphologically, kv mapping allows revealing terraces and scarps.

Like other local morphometric variables, vertical curvature can be derived from a digital elevation model (DEM) by a universal spectral analytical method as well as finite-difference methods (e.g., method 1, method 2, and method 3).

Example**. A model of vertical curvature was derived from a DEM of Mount Ararat by the universal spectral analytical method. The model includes 779,401 points (the matrix 1081 x 721); the grid spacing is 1". To deal with the large dynamic range of this variable, its values were logarithmically transformed. The vertical exaggeration of the 3D model is 2x. The data processing and modelling were carried out using the software Matlab R2008b.

 

References

* Shary, P.A., 1995. Land surface in gravity points classification by a complete system of curvatures. Mathematical Geology, 27 373-390.

** Florinsky, I.V., 2016. An illustrated introduction to geomorphometry. Almamac Space and Time, 11 (1): 20 p. (in Russian, with English abstract).  Article at the journal website

 

For details and other examples, see:

DIGITAL TERRAIN ANALYSIS

IN SOIL SCIENCE AND GEOLOGY

 

2nd revised edition

 

 

I.V. Florinsky

 

Elsevier / Academic Press, 2016

Amsterdam, 486 p.

 

ISBN 978-0-12-804632-6

 

 

 

Contents    Summary

 

Elsevier    Amazon